Пакет Видеокурсов
Вы получаете 2 курса,
"Речевые технологии" и "Публичные выступления"
13 499 ₽
р.
19 199 ₽
р.
Видеокурсы содержат по 9 видеороликов с теорией и упражнениями. Обратная связь по выполненным заданиям не осуществляется.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Речевые технологии
Публичные выступления
Речевые технологии
Введение. Начало работы с артикуляторами
Целью данного курса является овладение мощнейшим оружием, которым является речь.
Большинство людей даже не догадываются о психологическом восприятии слухом таких факторов, как звучность, тембр, высота, темп и артикуляция.
1 занятие освоение одного их 5-ти составляющих человеческой речи, а именно артикуляции.
Потому что именно она отвечает за чёткую, выразительную дикцию. Если у вас каша во рту это элементарно неуважительно по отношению к слушателю. О вашей культуре, о вашем отношении к слушателю говорит, в первую очередь, ваша дикция

Принципы и этапы работы с артикуляторами:
с максимальным напряжением «прорабатываются» мышцы языка;
так же работаем с губами – они отвечают за энергетику речи;
активно работающая нижняя челюсть делает голос более глубоким
Постановка голоса
Если голос не поставлен, он тихий и плоский, и звучит неубедительно. Чаще всего он быстро устаёт и садится. И тембр у него глухой. А звонкий, сочный тембр, как составляющая голоса – очень важен в профессиональной речи, так как плотный, адресный звук цепляет и удерживает слушателя.
В чем причина слабенького устающего голоса? Какая-то из 4 групп органов, создающих голосовой инструмент, не работает: либо органы дыхания, либо голосовые связки, либо резонаторы, либо артикуляторы.
При постановке голоса работа мышц становится упорядоченной. Образуются правильные связи, лишние движения и напряжения исчезают

Принципы и этапы постановки голоса:
развитие «нижнего» дыхания;
управление косыми мышцами и диафрагмой;
развитие навыков в работе резонатора (позиция зевка, атаки звука);
создание сочного тембра
Соединение работы голосового и артикуляционного аппаратов
Мы с вами освоили из 5-ти составляющих голоса две: артикуляцию и тембр. Пока порознь. А теперь наша задача – их объединить. Вообще когда вы качественно измените свою речь (в результате наших занятий и, конечно же, домашней работы), люди начнут оборачиваться на вас с уважением в общественных местах – это при том, что вы не будете старательно привлекать к себе внимания. Просто у вас будет что-то, что их неуловимо будет цеплять и тянуть к вам – а именно профессионально отточенный инструмент воздействия на каждое ухо. Но пока мы находимся только в начале пути – пойдём дальше.

сочетание работы мышц голосового и артикуляционного аппаратов
в совместной работе эти 2 аппарата создают общий, речевой аппарат
при «врабатывании» речевого аппарата необходимо внимательно следить за всеми задействованными группами мышц
Логическое ударение. Звучность
Мы с вами знаем, что такое тембр, что такое артикуляция. Из 5-ти составляющих речи нам осталось освоить звучность, темп и высоту. И научиться всеми этими 5-ю составляющими грамотно пользоваться. Это занятие посвящено звучности. Это почти то же, что и громкость, но громкость с «зацепочкой», с логическим ударением. Звучность отмечает важность того или иного слога в слове, слова в предложении и предложения в абзаце. Приливы и отливы в речи отделяют главную мысль от второстепенной. Классика – «казнить нельзя помиловать». Жизнь человека зависит от того, какое слово будет произнесено более звучно.

внимательно следим за тем, какое слово является логически ударным, главным
не начинаем «раскрашивать», выделять ударением дополнения, уточнения, напоминания
отделяем звучностью важную информацию от второстепенной
Темп, скорость речи в целом или длительность звучания отдельных слов
У говорящего с большой скоростью человека мысль не догоняет текст. Он просто не успевает сообразить, что слушатели его информацию вообще не успевают воспринимать! Не то, чтобы разжевать и проглотить, да ещё и начать совершать те действия, к которым он их своей речью пытается сподвигнуть.
Ваша задача – быть услышанным. И тут важно задуматься о темпе вашей речи.
Темп – это наш психологический портрет.
4 самых распространённых неудачных портрета: Торопливый, Вялый, Возбужденный и Неуверенный.
Чтобы иметь средний и самый выигрышный темп речи, для начала нужно запомнить ряд правил, о которых говорится в данном занятии.
Среднему темпу речи соответствует:
спокойный и позитивный настрой
замедление на ключевых моментах речи
ускорение на дополнениях, уточнениях
произнесение слов со скоростью 70-100 слов в минуту
полная взаимосвязь со слушателем

Длительность звучания отдельных слов отражает:
1) Относительное значение слов во фразе. Выделяются, «растягиваются» только несущие основную смысловую нагрузку слова.
2) Глубину переживания, эмоции.
3) Так же указание на неторопливое движение или на большой охват времени и пространства требует протяжного звучания.
Невыделяемые слова никоим образом не должны подчёркиваться. Это касается в большинстве случаев союзов, предлогов, вспомогательных глаголов
Звуковой диапазон
Работа над увеличением звукового диапазона, практическое занятие с упражнениями на связки.
Каждое упражнение в рамках домашней работы делается 2-3 раза – меньше и больше неэффективно. Звучать необходимо ТОЛЬКО на поставленном голосе, с задействованием опоры дыхания и резонаторов (см. лекцию №2). Технологию выполнения упражнения внимательно смотреть в видеолекции – при неверном исполнении упражнения есть опасность повреждения голосовых связок!

расширение голосового диапазона позволяет добавить в речь большое количество новых красок
речь становится более яркой, выразительной
Высота
В диапазоне человеческого голоса существуют три регистра. И каждый отвечает, во-первых, за определённый спектр коммуникативных ситуаций, а во-вторых, за дистанцию, на которой вы хотите видеть своего собеседника или группу слушателей. Верха отвечают за яркие, но неглубокие эмоции и за далёкое расстояние. Средний регистр называется «дистанцией доверия»: это
пространство за круглым столом. На этом регистре и происходит основное общение, это – основной информационный регистр. А вот низы отвечают за очень близкое расстояние и очень глубокие чувства. Если жёстче – это ненависть и презрение. Если мягче – любовь и нежность: нижний
регистр предполагает максимально близкое расстояние.
Расстояние до собеседника может не меняться, а сокращать или увеличивать «дистанцию доверия» с помощью высоты голоса можно – в зависимости от тех речевых задач, которые вы перед собой ставите.

можно легко выстраивать дистанцию со слушателем или аудиторией, соответствующую вашей речевой задаче
настраивать аудиторию на необходимый вам лад
Паузы или логика речи.
Паузами нельзя пренебрегать и недооценивать их значимость в речи. Паузы – это молчание, а молчание может быть очень выразительным и значимым. Давайте вспомним всем нам знакомое:
«Казнить нельзя помиловать». От паузы в этом предложении зависит весь смысл.
Нужно научится различать паузы 2 видов: разделительные и соединительные, понимать где какие паузы ставить, и какова длина этих пауз.
Разделительные паузы – это маленькие промежуточные точечки и большие точки, завершающие законченную мысль.
Соединительные паузы – те, что внутри предложения соединяют в единую логическую цепочку все речевые звенья (группы слов, отвечающих на определённый вопрос: кто, что сделал, когда, какое и т. д.). Чтобы разобраться с соединительными паузами, возьмите карандаш и, подчеркивая главное слово речевого звена, ставьте галочку между этими речевыми звеньями. Так обозначается люфт-пауза, от немецкого «люфт» – воздух, вздох.
Если есть необходимость уложить информацию в очень сжатые временные рамки, то паузы, как ни странно – наше спасение. Они не растянут время вашего выступления, но при этом вы будете внятными и доходчивыми.
То есть, если паузы будут четко расставленные и выверенные, вы можете говорить быстрее, но вас будут понимать.

— паузы делают речь логичной
— паузы необходимы для усвоения информации слушателем
— позволяют ускорить темп речи
Визуализация текста
Для того, чтобы слушатель ясно представлял себе картину происходящего – в тех цветах и смысловых оттенках, которые вы в это вкладываете – необходимо выработать у себя умение чётко рисовать, визуализировать себе ту картину, которую вы хотите транслировать слушателю. Когда вы будете внутренним взором видеть не буковки текста, а то, что они отражают — ваш слушатель будет видеть картину вашими глазами: голос начинает её точно отрисовывать.

— визуализация позволяет самому оратору яснее увидеть суть произносимого
— слушатель начинает видеть ситуацию вашими глазами
Публичные выступления
Как избавиться от страха публичных выступлений. Отодвигание
Чтобы стать успешным оратором, сделав собственную речь мощным оружием - нужно освоить технологию, которую я называю «отодвигание».
Вспомните, как легко разобрать ситуацию, когда находишься не внутри, а в стороне. Как просто мы подбираем слова для друзей и находим выход из положения. Мы абстрагировались, отодвинулись от ситуации на то расстояние, с которого ее всю видно целиком. Когда вы слушаете, у вас включено левое полушарие мозга – логическая, аналитическая, рациональная система кортекс. А как только вы погружаетесь в процесс и начинаете говорить – включается правое полушарие: творческая, креативная, эмоциональная, процессуально-эмоциональная система лимбекс. И вы начинаете думать, КАК вы выглядите, КАК на вас смотрят и КАК вас оценивают. Это логично, ведь для каждого человека самое дорогое существо – он сам.
Вот тут вы и зажимаетесь, ведь вы только о себе думаете, а не о зрителе! Так вот в этом и кроется проблема! И вот тут очень важно сознательно включить левое полушарие тремя конкретными вопросами: ЧТО, КОМУ И ЗАЧЕМ я собираюсь говорить? Как только вы эти вопросы себе зададите, вы начинаете смотреть на ситуацию со стороны.
Левое, рациональное полушарие холодно и чётко сканирует и анализирует мельчайший подробности обстановки и диалога, перекидывает обработанный материал правому, процессуальному полушарию, а оно уже и создаёт – аватара, биоробота, речевой имидж, назовите как хотите, – соответствующий наиболее эффективному общению с данным человеком или аудиторией. Слушая политиков, актёров или телеведущих (что по сути одно и то же), вы думаете, что с вами беседует этот персонаж ЛИЧНО? Нет, вы видите АВАТАРА, выстраеваемого каждый раз заново под каждую новую речевую задачу, и от этого точно эту задачу выполняющего. Чтобы избавится от внутренних зажимов, нам нужно избавится от того человека, который себе эти зажимы придумал – то есть, от себя самого. Временно. Проще говоря – выполнить ОТОДВИГАНИЕ!

Отодвигание помогает:
— синхронизации, гармонизации работы левого, аналитического полушария мозга и с правым, творческим полушарием;
—взгляду на тему или проблему со стороны;
— включению звучности;
— осознанию незначительности ваших страхов
Волшебный пинок. Работа с адреналином
«Волшебный пинок» грамотное использование адреналинового выброса перед публичным выступлением.
Страх – единственная неконтролируемая эмоция, так как первым реагирует древний, «рептильный» мозг, определяя «опасно-не опасно», и, если опасно – не лимбическая система и её мини-химическая фабрика гипоталамус, а надпочечники мгновенно выбрасывают мощнейший энергетик – адреналин, на котором мы можем рвануть от этой опасности. Вот и надо рвануть, только не от аудитории, а к ней.
Главное – продержаться на «искусственной смелости» первые 10 секунд. Через эти несколько секунд организм отключает выработку адреналина и запускает выработку другого мощнейшего энергетика, но уже эндорфина, «гормона счастья» норадреналина! Мы начинаем наслаждаться тем, какие мы классные. И этот образ перестает быть искусственным, мы на самом деле начинает становиться смелыми, позитивными и уверенными в себе.
Начните выступление на любую тему – главное, включить «волшебный пинок» и придумать последнюю фразу.

«Волшебный пинок» создаётся:
— сознательным включением «искусственной смелости» и громкого уверенного голоса;
— чётким пониманием, чем я собираюсь закончить речь
— какую реакцию я собираюсь вызвать у слушателя;
— постепенным переходом – по мере выжигания адреналина – с громкого на доверительное звучание
Качества, необходимые для эффективной коммуникации
«Теория волшебной пули». В 1948 году исследователь речи Гарольд Лассуэл дал определение коммуникации, то есть общению, как «процессу, где отправитель посредством какого-либо канала передаёт сообщение получателю».
Вы испытываете неловкость, когда с вами начинают говорить на том языке, который требует дополнительной расшифровки: слишком много технических терминов, или слишком много сленга, или иностранных слов. Потому, что все мы говорим на своем языке и ошибочно считаем, что если мы понимаем, о чем говорим, то и наша аудитория так же нас понимает.
Коммуникация это процесс, при котором информация кодируется отправителем и получается адресатом без изменений только при условии того, что адресат знаком с тем кодом, которым отправитель ее кодировал. Итак, прежде, чем открыть рот, мы должны выбрать язык.
Чтобы правильно кодировать информацию, первое, что нужно сделать: учесть возраст собеседника, пол, круг интересов, уровень интеллекта, социальный слой, место жительства и профессиональную принадлежность. В этом случае вы сможете не только подойти к человеку с правильно поданной и оформленной информацией, но и понять его.

Барьеры, препятствующие эффективному общению:
ваше сообщение содержит ошибки;
сообщение содержит двусмысленные выражения;
ключевые положения вашего сообщения понимаются неправильно;
ключевые положения вашего сообщения забываются;
ваше сообщение интерпретируется субъективно
Импровизационная речь и правила первой фразы
Если у речи не будет чёткой структуры, то она развалится.
Структура вашей речи должна выглядеть следующим образом:
Вы должны знать к чему придёте, то есть – финал, пункт Б. Только тогда, когда вы его построили заранее, вы туда прибудете – в противном случае рельсы вашей речи закончатся на полпути. С дословного составления, продумывания последней фразы начинаем, не определив пункт Б – рот не раскрываем! Помимо этого, вы должны определить главную мысль – стержень, вокруг которого будет складываться весь сюжет.
Она должна быть одна. Чёткая. Ясная и важная. То есть сразу нужно нырнуть вглубь, определив для себя, чем ПО СУТИ является то, о чём я собираюсь говорить.
3 принципа создания импровизационной речи: метафора (сравнение с каким-то известным явлением, вызывающим стойкую ассоциацию), антитеза (противопоставление; тогда сначала озвучиваем менее предпочтительные варианты, а потом подтягиваем к нашему – он будет принят гораздо более лояльно), и случай из жизни (слушатель примеряет эту ситуацию на себя; этот принцип использовал Стив Джобс, подтягивая своими историями из жизни слушателя в знаменитому выводу: «Оставайтесь голодными, оставайтесь безрассудными!»).
Что касается нашей речи, НАЧАТЬ – это самое главное. Первые 5-10 секунд слушатель как бы приглядывается и считывает, что он может получить от выступающего, интересна ли ему подача информации – срабатывает система лимбекс, вас считывают на предмет «нравится-не нравится».
Существуют 3 правила первой фразы. И одно общее – первая фраза не может состоять из длинных сложных предложений.

Правила первой фразы:
первая фраза должна быть короткой;
самоирония вызывает симпатию публики;
шокирующее сообщение (или его форма – вопрос, например) залог моментального внимания;
цитата запускает механизм сомыслия
Кто ваша аудитория? На каком языке говорить с собеседником?
Чтобы уметь в определенных ситуациях склонить человека в свою сторону, расположить его к себе или просто быть услышанным, нужно уметь считывать психотип собеседника и знать особенности всех 4-х основных («руководитель», «мать», «механик», «мотиватор») и 2-х смешанных психотипов.
Психотип – это система моральных ценностей, поведения, мотивов для принятия решений, восприятия информации. Это тот тип, в котором изначально сформировалась личность человека. Со временем человек может частично приобретать черты других поведенческих типов, но первую реакцию на факты, события и явления выдаёт всегда базовый психотип.
Психотипы делятся на параллельные и смежные. Параллельные – не сочетаются друг с другом, смежные могут сочетаться в одном человеке. То есть поверх психотипа матери, например, может наложиться психотип мотиватора, а руководитель-механик очень эффективен в руководстве любым подразделением: он не только сразу видит сверхзадачу, т. е. конечный желаемый результат, но и просчитывает максимально выигрышный путь к нему – отдельно руководитель шёл бы кратчайшим, а механик долго просчитывал бы варианты. Параллельные психотипы – это механик-мотиватор и руководитель – мать. Разговаривать с руководителем языком матери – это абсолютно безрезультатное дело.
Если вычислить, какой психотип у человека, можно использовать это в своих целях и подходить в разговоре с предложениями, учитывая какую информацию он усвоит лучше всего, какие аргументы его замотивируют, а какие – вызовут раздражение и от них следует воздержаться.

4 психотипа (по поведенческим особенностям):
руководитель – категоричный, честолюбивый, лидер, стратег;
мать – деликатный, эмоциональный, мягкий, эмпатичный;
механик – логичный, расчётливый, структурированный, педант;
мотиватор – творческий, энергичный, креативный, инициатор
Освоить умение удерживать основной речевой тезис, переговоры или технология «Да, но...»
Если точно не поставлена конечная речевая цель – речь становится рваной, зависающей, вызывающей сомнения в словах говорящего. Происходит подмена речевой задачи, так называемого основного речевого тезиса. Если у вас серьёзные переговоры – вам обязательно нужно удержать свою позицию, при этом ни в коем случае не вступая в спор и в конфликт с партнёром по переговорам (негатив тут же породит негатив в ответ). Наоборот, полностью соглашаясь с его позицией, и всё равно в конечном итоге разворачивая ситуацию в сторону своего основного речевого тезиса, в сторону той позиции, которую вам нужно во что бы то ни было отстоять. Если хотите до чего-то договориться – услышьте предложение партнёра, обязательно согласитесь с ним (ваш ответ обязательно должен начинаться со слов «Да, конечно, прекрасная мысль!» и ни в коем случае – «Нет, да ну, ерунда полная!»), и после этого объясните ему очень заботливо и дружелюбно, что его предложение вашу проблему не решит. Может, у него в запасе ещё какие-то предложения имеются?
И вы сподвигните собеседника, таким образом, предлагать вам другие варианты решения вашей задачи. И может, когда какой-то вариант вас всё-таки устроит, вы на него согласитесь – когда он совпадёт с вашей речевой задачей.

Тренинг-игра – технология переговоров «Да, но…»
Освоить технику убеждения, ответа на жёсткие вопросы. Тренинг «Прессконференция»
Создаём презентацию, представление какой-либо вашей идеи, или вещи (которую вы изобрели), или заведения (которое вы открыли), по правилам импровизационной речи. На эту презентацию вы собрали толпу журналистов из разных изданий, и вам от них от всех надо одно – позитивная, хорошая статья, рецензия на предмет вашей презентации. А они сейчас начнут задавать вопросы. Вот теперь – вспомните, необходимо слушать аудиторию и говорить на её языке! Самое главное, что нужно услышать – от какого издания выступает журналист, то есть что входит в круг его интересов, о чём в отношении вашей презентации он хочет рассказать своим читателям. Помните – вам нужна позитивная рецензия! Дайте человеку не то, что вы хотите ему дать, а то, что он хочет от вас получить – вот только тогда вы получите от него то, что нужно вам! Если журналист представляется: «Газета «Зелёная планета»» – значит, ещё до вопроса понимайте, что в ответе вам всеми силами надо будет защищать экологию – в рамах вашего проекта, а если это журнал «Работница» – в вашем ответе должна сквозить забота о рабочем классе.
И здесь вам поможет механизм «визуализации». То есть для того, чтобы убедить, в первую очередь, себя, а во-вторую – всех окружающих, вы должны себе нарисовать ответ, увидеть картинку. Тогда вы просто эту картинку опишете, и не надо будет, мыча и заикаясь, умные слова выдумывать. Вы тогда будете думать «КАК сказать», и у вас ничего не получится – вспомните, мозг не понимает: Как – для чего? Вот когда вы нарисуете картинку, и будете думать, ЧТО вы делаете – просто озвучиваете эту картинку своим слушателям – вот тогда всё получится!
Как свести конфликт на нет
Все мы мыслим по-разному, особенно мужчины и женщины. Даже на один и тот же раздражитель мужчина и женщина реагируют по-своему. Эмоциональная система Лимбекс реагирует первой. Когда внутри нас зарождается реакция на раздражитель, в гипоталамусе (области мозга) начинается выработка аминокислот – нейропептидов. Их выработка и заставляет нас взрываться, терять контроль над поведением и словами, повышать голос и так далее. Если сознательно не остановить выработку негативной эмоции, включив логическую систему Кортекс – конфликт неизбежен. О том, как это сделать, и поговорим на этом занятии.

Конфликт не может быть конструктивен.
Любой конфликт – это отдача энергии.
Негативные эмоции – эмоции разрушения.
Конфликт необходимо блокировать на начальной стадии.
Освоить технику построения доказательств, аргументирования. Логика
Убеждение – воздействие оратора на эмоции, чувства слушателей с целью заставить с помощью психологических уловок, а не аргументов поверить, что истиность тезиса доказана. Что выбрать – убеждающее или аргументированное высказывание? Выбор за вами – в зависимости от ситуации. Нужно владеть и тем, и другим. Логос – умение оперировать аргументами. Важно научиться выстраивать цепочку логически связанных суждений в стройную систему аргументов, подтверждающих тезис. Аргументы, – если они сильные, идут от факта и правильно демонстрируются, – это гранитные глыбы, через которые никакой оппонент не сможет перешагнуть.
Научиться правильно строить умозаключения разного типа, прослеживать структуру доказательства в чужой речи и выстроить свою линию нападения и защиты с аргументами в руках – цель данного занятия. Силлогизм – это дедуктивное умозаключение (идущее от общего к частному). От частного к общему – индукция, но она не является основным средством доказательства.
Различают 3 вида силлогизмов.
1. Простой категорический силлогизм – дедуктивное умозаключение, в котором из двух категорических посылок, связанных «средним термином», обязательно следует умозаключение.
2. Условный категорический силлогизм- дедуктивное умозаключение, состоящее из двух посылок, одна из которых – условное суждение, а другая – категорическое.
3. Разделительно-категорический силлогизм- дедуктивное умозаключение, в котором одна из двух посылок – разделительное суждение, а другая – категорическое суждение
Made on
Tilda